7 апреля 2021 г.

Как правильно загорать, чтоб была польза и зачем люди загорают?

 В обществе основательно закрепилось мнение о том, что загорать крайне полезно и, более того, необходимо — в частности для выработки в коже витамина D. У этого витамина масса заслуг, например, считается, что он работает «против» депрессии, а именно участвует в регуляции тирозингидроксилазы — фермента, необходимого для выработки дофамина (так называемого гормона счастья), а также адреналина и норадреналина.

Соответственно, с недостатком витамина D многие учёные давно связывают сезонное аффективное расстройство (оно же сезонная депрессия). А два года назад исследователи из Сингапура обнаружили влияние уровня витамина D в организме женщины на лечение кандидоза, или молочницы — инфекции, вызываемой дрожжеподобными грибками. Одна из важных функций витамина D — стимуляция выработки антимикробного пептида кателицидина, который помогает нам справляться с воспалением.



Жизненно важный витамин D действительно синтезируется в коже человека под воздействием ультрафиолетовых лучей, но для этого совсем не обязательно часами лежать на солнцепёке или покупать годовой абонемент в солярий. Если вы житель региона, где нет заметных перебоев с солнцем, будьте спокойны: ваша кожа получает необходимую дозу ультрафиолетовых лучей во время простых прогулок в солнечные дни. Для большинства обладателей светлой кожи для поддержания выработки витаминa D в должном количестве достаточно проводить на солнце 10–15 минут трижды в неделю.
Как действуют разные виды солнечного излучения
Солнце производит целых три вида излучения: видимый спектр — то, что мы называем солнечным светом, а также ультрафиолетовое (УФ) и инфракрасное (ИК). Инфракрасное излучение вызывает в основном тепловой эффект — попросту говоря, греет нас. В свою очередь, ультрафиолетовое отвечает за фотохимический эффект: именно от него нам достаётся загар, потому в специфике УФ-излучения стоит разобраться подробнее.


УФ-излучение (в международной версии UV — ultraviolet) делят на три спектра в зависимости от длины волны, и у каждого спектра свои особенности воздействия на организм человека. Спектр С имеет длину волны от 100 до 280 нм. Эти лучи практически не доходят до поверхности Земли, поглощаясь озоновым слоем атмосферы — и хорошо, ведь это самый активный диапазон: при проникновении сквозь кожные покровы лучи спектра С способны вызвать разрушительное действие на клетки организма.Спектр B с длиной волны 280–320 нм составляет около 20 % всего УФ-излучения, попадающего на поверхность Земли. Именно УФБ-лучам (UVB) мы обязаны покраснениями на коже после беспечного отдыха под палящим солнцем. Спектр B обладает мутагенным эффектом — активно воздействует на клеточную ДНК и вызывает различные нарушения её структуры — от разрыва пар азотистых оснований с последующим формированием «неправильных» поперечных связей до сшивок ДНК с белком, синтез которого активизируется под воздействием УФ, сбоев в делении клетки и денатурации ДНК. При клеточном делении такие изменения «наследуются» дочерними клетками, остаются при нас и могут привести к системным мутациям на уровне генома.


Спектр А, длина волны которого 320–400 нм, составляет почти 80 % всего ультрафиолетового излучения, попадающего на кожу человека. Благодаря большой длине волны лучи спектра А (UFA) обладают примерно в 1000 раз меньшей энергией, чем спектр В, поэтому почти не вызывают солнечных ожогов. Они в значительно меньшей степени способствуют выработке биологически активных веществ, способных оказать влияние на ДНК, однако эти лучи проникают глубже, чем УФБ, а вырабатываемые ими вещества (например, реактивные формы кислорода) остаются в коже значительно дольше.Что такое загар
Если нанометры и нуклеотиды вас не впечатляют, то химическая подоплёка видимых изменений, которые происходят с кожей вследствие загара, наверняка заставит задуматься. Кожа — защитная оболочка нашего тела, и, сталкиваясь с ультрафиолетовым излучением, она бросает все силы на то, чтобы создать эффективный барьер. В этом смысле многое зависит от верхнего слоя эпидермиса — рогового слоя. Живые клетки кератиноциты, которые производятся в нижних слоях эпидермиса, со временем выталкиваются на поверхность, затвердевают и отмирают, а кератин в составе мёртвых чешуек защищает нас от жары и холода.

Эпидермис также содержит специальные клетки меланоциты, они производят тёмный пигмент меланин, который до определённой степени защищает кожу от сгорания. Тот самый бронзовый оттенок кожи, ради которого отчаянные отдыхающие лежат под палящим солнцем дни напролёт, именно реакция кожи меланина в ответ на её поражение УФ-лучами. Она ороговевает, становится суше и темнее. Грозные ассоциации прослеживаются и в самом языке: значение слова «загар» в английском (tan) корнями уходит в процессы дубления кожи животных для производства различных изделий.
Правда ли, что загар
«старит» кожу?
Естественное «дубление» нашей кожи под воздействием солнца не проходит без последствий. Мы часто ассоциируем золотистый оттенок кожи с хорошим здоровьем, в бьюти-индустрии это называется glowing skin. При этом мы забываем, что загар — приобретённый как естественным путём, так и в солярии — усугубляет эффект старения. Львиная доля признаков, которые считаются неотъемлемой частью старения кожи, на самом деле спровоцирована пребыванием на солнце без должной защиты.

За преждевременное старение кожи, или так называемое фотостарение, отвечает в основном ультрафиолетовое излучение спектра А. Со временем УФ-лучи повреждают волокна эластина, и, когда они распадаются, кожа начинает растягиваться и провисать, становится более подвержена отёкам и микротравмам и медленнее заживает. Солнечный свет также воздействует на веснушки и так называемую возрастную пигментацию: он может не только делать пигментные пятна более тёмными, но и провоцировать выработку меланинa, вследствие чего образуются новые пятна — даже в том случае, если ранее они были удалены при помощи крема или лазера.

Пока мы юны и беспечны, влияние солнца на состояние кожи может протекать незаметно, но с годами все последствия оказываются буквально налицо (и не только). К тому же чем старше мы становимся, тем ниже способность кожи к регенерации и тем слабее её защита от пагубного влияния ультрафиолетового излучения.