Карт для самых маленьких, своими руками.
Даже самый маленький малыш
может свободно
управлять этой легкой
и маневренной
машиной, развивая до-
вольно приличную
скорость.
Этот карт — машина
педальная. Его
педали, как и у
подобных заводсккх
машин, связаны
тягами с коленчатым
валом, который
преобразует возвратно-
поступательное
движение педалей во
вращательное. Но в
отличие от завод-
ского варианта, на
коленчатом валу
этого карта штифтом
закреплена веду-
щая шестерня,
которая входит в зацеп-
ление с ведомой
шестерней, закреплен-
ной на оси колеса.
Благодаря приме-
нению шестеренчатой
передачи ось ко-
леса вращается в 2,7
раза быстрее
коленчатого вала.
Отсюда легкость хо-
да и завидная
скорость. Для свободного
поворота карта
ведущим делается толь-
ко одно заднее
колесо.
При повороте
рулевого колеса пово-
рачивается рулевая
колонка, а вместе
с ней и поворотный
рычаг. Далее дви-
жение передается на
поворотную тягу,
связанную с
поворотной цапфой коле-
са. Для
одновременного поворота ле-
вого и правого
колеса цапфы соеди-
няются тягой —
основанием рулевой
твапеции.
Конструкция проста и вполне
доступна для
изготовления в домашних
усповкяк.
ШАССИ КАРТА 13
изготовляется из
деревянных брусков,
желательно твер-
дых пород (березы,
дуба). Части между
собой соединяются на
клею, а для на-
дежности в места
соединения вгоняют-
ся деревянные
шпильки.
ОСИ КОЛЕС И
ПОВОРОТНЫЕ
ЦАПФЫ 9 рулевого
управления изго-
товляются из одного
куска стального
Прутка. Сначала
пруток сгибают под уг-
лом 90е — получают
ось колеса. На-
садив на этот конец
подшипники 8 с
кронштейнами
подвески 5, загибают
второй конец прутка.
Он-то и будет
цапфой. После того
как это сделано,
необходимо для более
плотной посадки
подшипников в
местах, где они будут
находиться, немного
расплющить
пруток.
КРОНШТЕЙНЫ ПОДВЕСКИ
пе-
редних колес 5
выполнены из листового
дюраля. Гнезда для
подшипников 8 вы-
тачиваются на
токарном станке. Крон-
штейны
устанавливаются на шасси с
помощью двух болтов
@ 5 мм).
Поворотные цапфы
соединяются ос-
нованием рулевой
трапеции 10, выпол-
ненным из 5-мм
стальной проволоки.
К одной из цапф
подсоединяют пово-
ротную тягу 6,
которая другим концом
соединяется с
рычагом поворота ко-
лес 11. Собирая
рулевое управление,
добейтесь свободного
хода тяги. Для
этого можете
изгибать тягу, закручивать
ее «штопором». На работе рулевого уп-
равления это не
отразится, но тяга
должна работать без
заеданий. Поворот-
ный рычаг крепится
на рулевой колон-
ке 3 болтом МЗ.
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 3 -
это сталь-
ная тонкостенная
трубка. Крепится она
двумя трубками, одна
из которых —
кронштейн-подпятник
7 — сплющивает-
ся с одной стороны и
привинчивается
к шасси, с другой
стороны просверли-
вается отверстие,
куда вставляется руле-
вая колонка. Другая
трубка — опора-
подшипник 4 — одним
концом
устанавливается на
оси подвески педа-
лей 34, с другого
конца в отверстие
вставляется рулевая
колонка. Рулевая
колонка закрепляется
шплинтом-ограни-
чителем 12. Между
шплинтом и опорой
4 устанавливается
шайба.
РУЛЕВЫМ КОЛЕСОМ 1
может слу-
жить
детская игрушка «Руль с сигна-
лом». Нужно только уменьшить диаметр
самого колеса —
обрезать у него спм-
цы, а обод вырезать
из фанеры толщи-
ной 5 мм, прикрепить
на спицы и об-
мотать тесьмой.
Переходным элементом
от рулевой колонки к
рулевому колесу
служит деревянная
втулка 2. Если нет
возможности купить
такой руль, то ру-
левое колесо можно
целиком вырезать
из фанеры.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ
представ-
ляет собой
коленчатый вал 26, смонти-
рованный на шасси.
Он установлен на
кронштейнах 25 и
соединен тягами 28
с двумя педалями 30.
Педали шарнирно
закреплены на оси
34, также укреплен-
ной на кронштейнах
29.
Передача на заднее
колесо осуществ-
ляется двумя
шестернями, одна из ко-
торых — ведущая 20 —
насажена на
коленчатый вал, а
другая — ведомая
21 — на ось заднего
колеса 18. Чтобы
карт мог свободно
маневрировать, веду-
щим делается только
одно колесо. Оно
закрепляется жестко
на ведомой оси 18.
Другое заднее колесо
закрепляется на
оси 19, свободно
вращающейся в под-
шипнике. Подшипники
задних колес
имеют внутренний
диаметр 6 мм и
вставляются в обоймы
23, которые, в
свою очередь,
крепятся к кронштей-
нам 22. Оси в
подшипники вставляются
с натягом.
Подшипники коленчатого
вала 24 имеют
внутренний диаметр
6 мм и
запрессовываются в кронштей-
ны 25. При установке
на шасси зад-
него ведущего колеса
окончательно
закреплять его можно
в том случае,
если происходит
нормальное зацепле-
ние шестерен:
диаметр ведомой 30 мм;
ведущей — 82. Если
таких шесте-
рен нет, то можно
использовать
другие шестерни
(естественно, устано-
вочные размеры будут
другими). Пере-
даточное отношение
шестерен должно
быть примерно 2,5;
2,7. Диаметр ведо-
мой шестерни не
должен превышать
32 мм.
ТЯГИ 28 изготовлены
из медной
трубки, с одного
конца которой про-
сверливается
отверстие 0 3 для крепле-
ния к педалям. К
коленчатому валу
тяга присоединяется
с помощью обой-
мы 27, в которую
запрессован под-
шипник. При
изготовлении коленчато-
го вала на стальной
пруток насажива-
ют тяги, а затем
выгибают его, так
как на готовый
коленчатый вал тяги
установить
невозможно. Желательно в
качестве подшипников
тяг использо-
вать двухрядные
качающиеся шарико-
подшипники.
В этом случае работа ме-
ханизма передачи
будет мягче.
ПЕДАЛИ карта
сборные. Каждая со-
стоит из двух
рычагов 33, оси 32 и
.собственно педали
30. С внутренней
стороны оси педали
высверливается
отверстие и
нарезается резьба МЗ под
винт крепления тяги
28. Чтобы умень-
шить трение, в
отверстия рычагов пе-
далей вставляются
бронзовые втулки 31.
Педали подвешиваются
на оси 34 и
закрепляются от
осевых перемещений
шплинтами с шайбами.
Между педаля-
ми установлен
опора-подшипник 4
руленой колонки.
КОЛЕСА 17
изготавливаются из
стеклоткани с
эпоксидной смолой.
Для этого из дерева
вытачивается мат-
рица диаметром 94 мм
и толщиной
52 мм с отверстием
12 мм.
После оклейки
матрицы и высыхания
стеклоткани с двух
сторон просверли-
вается отверстие 0
12 мм, соосное с
отверстием в
матрице. Затем стекло-
ткань разрезается по
окружности. По-
лученные половинки
надевают на
трубку из
стеклоткани, склеенной за-
ранее с внутренним 0
6,2 мм и внеш-
ним 0 12 мм.
Места соединения с
трубкой и две
половинки колеса
склеивают эпоксид-
кой смолой. Затем
колесо шлифуют и
надевают на него
шину. Шиной мо-
жет служить кусок
камеры от мото-
роллера. Ее
необходимо приклеить к
колесу. Когда клей
высохнет, шину об-
резают до нужного
размера. Колесо
красят с одного
торца и ставят на
карт.
Если вы не сможете
выклеить колеса
из стеклоткани,
сделайте их из дерева.
В этом случае в
ступицы передних ко-
лес необходимо
вставить скользящие
или
шарикоподшипники.
СИДЕНЬЕ карта 15
изготовляется из
пруткового дюраля и
оплетается тесь-
мой. Крепится
сиденье к карту П-об-
разными дюралевыми
профилями 14 с
внутренними
бортиками, удерживающи-
ми сухарик 16. За
счет такого крепле-
ния сиденье можно
регулировать по
росту ребенка.
Под заднюю часть
сиденья, в ме-
стах соприкосновения
с профилями,
подкладываются
кусочки толстой ре-
зины толщиной 4 — 6
мм. Сами профи-
ли прикрепляются к
шасси болтами
М5. Если для
изготовления карта
будут использованы
рекомендованные
материалы, вес карта
не будет превы-
шать 2,6 — 2,7 кг.
При изготовлении
рычага поворота
колес 11 не следует
прорезать паз под
тягу 6 на всю
глубину, указанную на
чертеже, так как эта
тяга, упираясь в
поворотный рычаг,
ограничивает пово-
рот руля. Поэтому
паз под тягу про-
резается с таким
расчетом, чтобы при
собранном рулевом
управлении руль
почти не мог
вращаться, а затем глу-
бина паза доводится
до нужной ве-
личины.